Есть несколько
ступеней в служении Богу. Первая – ступень раба. Когда мы говорим об
уродстве греха, о тленности видимого мира, о власти смерти, то мы
стоим именно на ней. И это спасительно для нас, поскольку
размышления о смерти отрывают сердце от привязанности к миру. Это
как бы начало. Вторая ступень – ступень наемника. Человек, борющийся
с грехом, чувствует по временам, как благодать утешает его. Он
опытно знает, что ту радость, которую дает благодать, ничто не может
заменить, ничто не может с ней сравниться. И поэтому ищет Бога как
источник вечной радости и нетленного света.
Третья ступень –
ступень сына. У человека просыпается любовь к Богу, он ищет Самого
Бога, а не Божиих даров, он ощущает Бога как Высшую Любовь, и
единственная цель его – не лишиться этой Любви. Здесь Бог
открывается ему как Личность. Он уже не думает, что приобретает. Он
хочет богообщения ради богообщения. Он не хочет ничего, кроме Самого
Христа; если бы мир был таким же прекрасным, как на заре своего
создания, то он все равно желал бы быть в сердце только с Богом, с
одним Богом, а не с Его творением.
Эта третья ступень
доступна лишь очень немногим, прежде восхождения на нее необходимо
пройти через предшествующие ей. Однако если человек останется и на
ступени раба, но будет служить как преданный, верный раб, он
достигнет спасения. Первая ступень – отрицание того, что стоит между
душой и Богом. Вторая – приобретение того, что соединяет душу с
Богом. А третья – само соединение души с Божеством, когда человеку
не нужно ничего, кроме единого Бога.
Но кто захочет
сразу взойти на третью ступень,– не укротив страстей, не познав
тленности мира, не стяжав благодати,– тот просто-напросто окажется
обольщенным своими собственными мечтаниями и фантазиями, источник
которых – духовная гордость, дерзость и самомнение. Поэтому в
духовной жизни необходима постепенность, подобная постепенному росту
растения. В аскетике каждый прыжок вверх оказывается срывом вниз.
|