Человек,
привязанный к вещам и деньгам, вряд ли может каяться перед смертью
искренно, от всей души. Страсти, которые, как паразиты, жили в его
сердце, находили в нем для себя постоянную пищу, особенно восстают
на него перед смертью. В прежние времена люди нередко заранее
заказывали себе гроб и ставили его где-нибудь в углу своего дома,
чтобы самый вид гроба напоминал им о неизбежном конце. Некоторые
аскеты спали в гробу, точно в постели; многие имели в своей келии
череп и кости кого-то из почивших, чтобы не забыть, какими станут
некогда и они сами; другие намеренно помещали в своем жилище
изображение смерти в различных ее видах.
В средние века
существовали такие специальные картины: «Пляска смерти», «Смерть на
пиру» и тому подобное. Что изображалось на них? Смерть в виде
скелета над колыбелью младенца; смерть во время карнавала,
выбирающая себе пару для танца; смерть, сопровождающая новобрачных в
их опочивальню; смерть во дворце; смерть в хижине бедняков; смерть
на поле боя, захватывающая в свои руки целые охапки мертвых тел;
смерть во время чумы, наступающая своей пятОй на города и деревни и
превращающая их в кладбища; смерть, подобно страннику, входящая в
дом; смерть, рыщущая, как зверь, от которого не укрыться.
Про одного древнего
царя рассказывали, что у него был такой обычай: после пира во дворце
слуга приносил последнее блюдо, накрытое покровом, под которым лежал
человеческий череп; слуга снимал покров, поднимал блюдо и громко
говорил: «Царь, помни, что и ты смертен».
|